Воспитатель года



Вам нравится новый дизайн сайта?

Да
Старый был лучше
Нет




Горячая линия







Сведения об образовательной организации

Приказы учреждения



Независимая оценка качества образования



Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы





Календарь публикаций

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Архив публикаций

Октябрь 2020 (3)
Сентябрь 2020 (3)
Август 2020 (4)
Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (1)
Май 2020 (5)


Статистика посещений

Рейтинг@Mail.ru
Детский сад №5 » Советы музыкального руководителя » Сообщение «Музыкотерапия в детском саду»


Сообщение «Музыкотерапия в детском саду»
Опубликовано: 2-09-2018, 12:26

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало ктоиз нас задумывается о ее пользе.А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает про­порциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Армстронг «Кельтские поэты»). Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну музыки знали и древние египтяне. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух.

В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни - так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука - тарантула).

Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:

  • эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
  • развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
  • регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебие­нием: чем быстрее и громче музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее и тише - тем спокойнее ритм сердечных сокра­щений.

Музыка снижает мышечное напряжение и повышает по­движность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальную ванну» - специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки и народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. Метод Скилле, который получил название «виброаккустическая терапия», был использован во многих странах Европы. При исследовании пациентов, страдающих от сильных судорог, исследователи обнаружили, что виброакустические упражнения способствовали большей подвижности спины, рук, бедер и ног пациентов. Как правило, музыка на низких частотах - между 40 и 66 герцами| вызывает резонанс в нижнем отделе спины, бедрах и конечностях. По мере повышения частоты музыкального фрагмента эффекты начинают сильнее ощущаться в верхней части тела (груди, шее и голове).

Музыка влияет на температуру тела. Резкий скрип двери, за­вывания ветра и звуки выстрелов могут вызвать испуг. Голливудские фильмы ужасов используют эти эффекты, усиливают их раздражающей диссонансной музыкой в сценах неопределенности, опасности и насилия, которые появляются на экране.

Музыка влияет на температуру нашего тела. Громкая музыка сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. По словам И. Стравинского, «...ударные и басы... действуют как система центрального отопления». В холодный зимний день теплая музыка (особенно с сильным ритмом) помогает согреться, в то время в летнюю жару абстрактная отвлеченная музыка может «охладить» нас.

Кто может избежать стресса? Возможно, тот, кто будет ре­гулярно слушать спокойную, расслабляющую музыку. Такие звуки регулируют выделение гормонов, снижающих стресс. Поэтому педагогам, постоянно находящимся в напряжении, просто необходимо уделять пару минут слушанию приятных мелодий.

Музыка может улучшать память и обучаемость. Использо­вание произведений средневековых композиторов в качестве фона на занятиях помогает детям концентрироваться, лучше воспринимать новый учебный материал, запоминать стихи. Jloзанов обнаружил, что «музыка барокко приводит мозг в состоя­ние гармонии. В частности, она дает эмоциональный ключ к су­перпамяти: открывает лимбическую систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным отделами моз­га». В книге «Ускоренное обучение с музыкой: руководство для учителя» Т. Уайлер и У. Дуглас говорят: «Музыка - это уско­ренное шоссе к памяти».

У каждого человека есть любимая музыка, которая действу­ет на его душу наиболее эффективно. Нас окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же ра­зобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для собственного организма?

 

Музыкальные произведения

Влияние музыкина организм человека

1

2

Григорианские песно­пения

Снижают стресс, расслабляют и успокаивают

Маршевая музыка

Повышает мышечную работоспособность

Произведения В. Мо­царта и Й. Гайдна

Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается на­строение

Музыка композиторов- романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт)

Активизирует чувство любви, страсти, увле­ченности

«Юморески» А. Двор­жака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона

Помогают при мигрени

Симфоническая музыка русских композиторов XIX века (П. Чайков­ский, М. Глинка)

Воздействует на сердце. Струнные инструмен­ты, в особенности скрипки, виолончели и ги­тары, развивают в человеке чувство сострада­ния

Вокальная музыка

Влияет на весь организм, но больше всего на горло

Музыка композиторов- импрессионистов (К. Де­бюсси, М. Равель)

Вызывает приятные образы, как в сновидени­ях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц

Танцевальные ритмы

Поднимают настроение, вдохновляют, рассеи­вают печаль, обостряют чувство радости, по­вышают коммуникабельность человека

Рок-музыка

Стимулирует двигательную активность, ос­лабляет боль; вместе с тем создает напряже­ние, может вызвать стресс

 

М. Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восста­новительного лечения, изучил влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на фор­мирование костной структуры плода. Исследования центра под руководством М. Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм: костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровооб­ращение. Слушая отдельные музыкальные произведения, бере­менные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых забо­леваний, различных нервных расстройств, то же самое происхо­дит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим ма­мам произведения В. Моцарта.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зави­симости от времени суток, вида деятельности, даже настро­ения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать привет­ливый воспитатель, который предусмотрительно включит сол­нечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хо­рошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в каче­стве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть не­заметная, но травма - ситуация отрыва от дома и родителей (особенно в первых младших группах). По­этому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Элементы музыкотерапии используются на музыкальных и логоритмических занятиях. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона; стимуляция двигательных функций; развитие и коррек­ция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представ­лений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия на занятиях включает прослушивание музы­кальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Педагогам следу­ет придерживаться следующих правил:

1)   использовать для прослушивания можно только то произ­ведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2)   лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы де­тям;

3)   продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классиче­ской и современной релаксирующей музыки, наполненной зву­ками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насе­комых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручей­ка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслаб­ляются.

Следующим моментом, заслуживающим внимание педаго­гов, является методика музыкально-рефлекторного пробужде­ния малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «Подъем!» Последний вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, ра­достную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выра­ботался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из со­стояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не подни­мая с кроватей детей.

Однако следует помнить, что музыкотерапия противопока­зана:

  • детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается ин­токсикацией организма;
  • больным отитом;
  • детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;
  • младенцам с предрасположенностью к судорогам.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Педагогам детских садов просто необходимо более широко использовать в своей работе те огромные положительные по­тенциальные возможности, которые заключает в себе музыка.

 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Просмотров: 315  |  автор: Admin    |   Версия для печати   |   Вверх ↑


Copyright © 2007-2014. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 города Гусева, Калининградской области.
Копирование материалов с сайта разрешено только по согласованию.