Воспитатель года






Горячая линия







Сведения об образовательной организации

Приказы учреждения

Независимая оценка качества образования



Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы





Календарь публикаций

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Архив публикаций

Ноябрь 2019 (3)
Октябрь 2019 (3)
Сентябрь 2019 (5)
Июль 2019 (2)
Июнь 2019 (4)
Май 2019 (3)


Статистика посещений

Рейтинг@Mail.ru
Детский сад №5 » Советы педагога-психолога » Гармония в семье – здоровый ребёнок.


Гармония в семье – здоровый ребёнок.
Опубликовано: 15-08-2018, 18:20

Хорошее физическое и психическое здоровье - важное условие полноценного развития ребенка. Замечено, что соматически ослабленный ребёнок отстает от своих сверстников в психическом и физическом развитии. Частые заболевания в раннем возрасте замедляют протекание адаптационного процесса, включение ребёнка в детский социум и, соответственно, затрудняют его социализацию. Опасны не только сами заболевания, но и их осложнения. Например, постоянный насморк становится причиной того, что головной мозг ребёнка не получает достаточное количество кислорода, что в свою очередь приводит к задержке созревания ЦНС и, соответственно, к задержке развития ВПФ. Прежде всего, страдают такие функции, как память и внимание.

Для того, чтобы ребёнок полноценно развивался - ему необходимо укреплять иммунную систему.

         Известно, что иммунитет ребёнка в основном формируется к 4-5 годам. Чтобы ускорить этот процесс, можно следовать общеизвестным рекомендациям: закалять ребёнка, правильно питаться и соблюдать режим дня, при необходимости дополнительно принимать витамины и т.д. Все эти меры помогают физически окрепнуть малышу и сформировать иммунную систему.

         Но слабая иммунная система - это только одна причина частых заболеваний ребёнка.  Психическое благополучие ребёнка так же сказывается на его физическом здоровье.

         То есть психосоматические реакции - это ранний онтогенетический способ ребёнка сигнализировать миру о своем эмоциональном и психическом неблагополучии. Вследствие пластичности психики ребёнка со временем происходит полное освобождение от психосоматических реакций, но в ряде случаев данный способ реагирования закрепляется и может сохраняться и в зрелом возрасте.

         В основе любого психосоматического заболевания лежит сильное эмоциональное переживание, с которым ребенок не в состоянии справиться.

Что же может вызвать сильные эмоциональные переживания в раннем возрасте?

Прежде всего, нужно помнить, что основная задача раннего возраста - это формирование автономности ребенка от матери. И чаще всего факторы риска возникают в результате нарушения этого процесса.

         Ниже перечислю неблагоприятные взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к психосоматическим реакциям:

      1. Слишком быстрое и резкое отделение ребёнка от матери (выход матери на работу, рождение второго ребенка и т.д.). В результате возникает эффект эмоциональной изоляции, когда ребёнок не получает необходимого количества тепла и заботы. Так как ребёнок в силу возрастных ограничений еще не способен искать альтернативные адекватные способы удовлетворения своих потребностей, то единственно возможным вариантом становится уход в болезнь.

    2. Гиперопека со стороны мамы. Одна из основных потребностей ребёнка раннего возраста - потребность в самостоятельности. Очень часто мама, в силу своей повышенной тревожности, не может отпустить малыша от себя и постоянно совершает над ним гиперопеку. Таким образом, тревожность матери передается ребёнку, что провоцирует его изменения эмоционального фона. Это может проявляться в развитии страхов, плаксивости, пугливости, ребёнок начинает грызть ногти, и как крайний вариант развиваются мононеврозы - энурез, энкопрез, заикание, ночные кошмары. В идеале мама в этом возрасте не должна резко отрывать ребёнка от себя или наоборот слишком долго держать его возле себя. Маме необходимо отпустить ребёнка от себя на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.

             Семья - это целостная система. Система семьи является устойчивой и оказывает сильное влияние на каждого члена семьи в отдельности. Отмечено, что при неблагополучии, нездоровье этой системы, то есть наличие не разрешенных конфликтов между членами семьи, как правило, страдают самые слабые звенья семейной системы. Чаще всего под удар в первую очередь попадают дети. Почему это происходит?

             Ребёнок, в силу своего эгоцентрического восприятия мира, склонен брать ответственность за происходящие конфликты в семье на себя, считать себя причиной ссор между мамой и папой. При этом ребёнок испытывает сильнейший стресс и чувства вины, поскольку обвиняет себя в происходящем. Многочисленная практика психотерапии показывает, что как только гармонизируются отношения между супругами или другими значимыми членами семьи - перестает и болеть ребенок.

Как можно предотвратить возникновение психосоматических реакций?

 

    1. При смене обстановки, режима дня, уклада жизни обеспечьте ребёнку эмоциональный покой. Чем менее эмоционально насыщена жизнь малыша в этот период, тем лучше. Предупреждайте малыша о жизненных переменах заранее. Постарайтесь мягко подготовить его к новому этапу жизни. При сильных переживаниях поддержите ребёнка: скажите, что любите его, ни смотря ни на что, что никогда его не оставите.

    2. Старайтесь придерживаться постоянного распорядка дня, который не должен изменяться даже в праздники и на период отпуска родителей. Помните, что ребёнок нуждается во внешнем постоянстве.

    3. Старайтесь отводить больше времени для совместного отдыха: мама, папа и ребёнок.

     4. Конфликты старайтесь решать без участия детей.

     5. Не оставляйте малыша один на один с сильными эмоциями: страха, агрессии и т. д. Сильные эмоции вызывают в ребёнке сильное напряжение. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения самостоятельно без помощи взрослого. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Позволяя ребёнку дать выход чувствам, вы учите его делать это безопасно для себя и других. Вместо того, чтобы беситься и биться головой о стену или пол, предложите малышу побоксировать        диванную  подушку выпустив пар.

6. Учите ребёнка говорить на языке своих чувств, постоянно расширяя его словарь, ведь назвать - значит понять. Объясняйте крохе, какое чувство он испытывает. Что это - злость, обида, раздражение? Скажите: «Ты обиделся! Я тебя понимаю. В последующем, ребенку будет легче понять, что с ним происходит, а значит найти адекватный способ реагирования сильной эмоции.

7. Старайтесь в семье выработать единый воспитательный подход. Будьте последовательны в вопросе наказания и поощрения. Нельзя наказывать ребёнка за то, что только что разрешили мама или папа.

8. Не оставляйте ребёнка одного на долго, а если вы куда, то уходите, то обязательно предупредите малыша, что вернетесь за ним.

И самое главное. Поддерживайте в семье атмосферу тепла и принятия. Будьте дружны! Самые здоровые дети растут в тех семьях, где папа с мамой, преодолевая все трудности семейной жизни, не перестают любить и ценить друг друга.

 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Просмотров: 34  |  автор: Admin    |   Версия для печати   |   Вверх ↑


Copyright © 2007-2014. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 города Гусева, Калининградской области.
Копирование материалов с сайта разрешено только по согласованию.